Карданная передача служит для передачи крутящего момента от коробки передач к главной передаче. Передача осуществляется через карданные валы, которые дают возможность передавать крутящий момент под углом. Сочленение, при помощи которого вращение передается с одного вала на другой, называется карданным шарниром.
Карданная передача состоит из карданных валов, промежуточной опоры, эластичной муфты и карданных шарниров.
Если двигатель, сцепление и коробка передач расположены непосредственно у ведущих колес, карданной передачи нет, а привод ведущих колес осуществляется через приводные валы (в «восьмерке» и «девятке») или специальные карданные устройства (в «Запорожце»).
• Обслуживание карданной передачи
453. Через каждые 20 000—30 000 км пробега (раз в 2 года) надо смазывать шлицевое соединение вала со стороны эластичной муфты.
Смазывают его через резьбовое отверстие, закрытое резиновой пробкой. Смазка удерживается резиновым сальником. Вид смазки — «Фиол-1», например.
454. Как никакой другой механизм, карданная передача требует систематической подтяжки креплений.
Следует периодически подтягивать болты крепления карданных шарниров и следить, чтобы в шарнирах и шлицевом соединении не было свободного хода. Даже небольшое ослабление крепления фланцев, эластичной промежуточной опоры, эластичной муфты вызывает биение карданного вала.
455. На «Волге» и «Запорожце» карданные шарниры и подшипники раз в год (через 10 000—15 000 км) смазывают трансмиссионным маслом.
Можно использовать и какую-либо другую жидкую смазку такой же вязкости. Это улучшит износостойкость игольчатых подшипников и шарниров. Нагнетают смазку через пресс-масленку до тех пор, пока масло не начнет выходить через предохранительный клапан крестовины.
В «Жигулях» и «Москвиче», как правило, добавлять смазку в карданные шарниры в процессе эксплуатации не нужно.
При сборке и по необходимости для «Жигулей» (игольчатые подшипники крестовин и шариковый подшипник промежуточной опоры) применяют смазку «Литол-24», а для «Москвича» — масло для игольчатых подшипников или смазку синего цвета «ЛЗ-158».
• Биение и стук карданного вала
456. Убедитесь, что дребезжание и неравномерный шум исходят именно от карданного вала.
Очень часто водители списывают на карданный вал стуки, вызванные ослаблением крепления двигателя, коробки передач, сцепления, износом резиновых подушек, рессор, неисправностями шин, неравномерной работой двигателя, неправильной установкой двигателя на подушках, повреждениями подушек.
457. Стук карданного вала может быть вызван неправильной его балансировкой.
Балансируют валы при помощи балансировочных пластин на заводе.
Неправильная балансировка валов — результат неаккуратной сборки и установки валов, которые приводят к биению карданного вала, довольно сильной прерывистой тряске и быстрому износу деталей карданной передачи.
458. При движении слышен дребезжащий гул, а при трогании с места происходят рывки и удары.
Наиболее вероятная причина — ослабление креплений. Прежде всего, подтяните болты крепления фланцевой вилки к фланцу ведущей шестерни моста, болты крепления эластичной промежуточной опоры и эластичной муфты к фланцу вала коробки передач.
Попутно проверьте, нет ли повышенного биения фланца ведущей шестерни моста, не погнут ли карданный вал. Если биение фланца ведущей шестерни моста ощутимо при покачивании фланца рукой, следует отсоединить карданный вал, снять фланец с шестерни, повернуть его на 180 и снова установить на место. Погнутые карданные валы заменяют новыми (на СТО).
459. Стук карданной передачи при движении, люфт в карданном шарнире указывают на возможный износ подшипников.
При резком повороте карданного вала не должно быть стука и ощутимого люфта. Если в подшипниках наблюдается люфт, следует заменить их вместе с крестовиной.
460. При стуке карданного вала на повышенной скорости движения следует подумать о замене изношенных шлицев и скользящей вилки карданного вала.
Поддержание в хорошем состоянии сальников и защитных отражателей, применение качественной смазки замедляют износ шлицевого соединения.
461. Не паникуйте, услышав металлический стук или скрежет, явно связанные с карданным валом.
Остановитесь у эстакады или ямы и осмотрите вал. Бывали случаи, когда на карданный вал наматывалась лежащая на дороге проволока, или просто возле промежуточной опоры застревал шнурок.
Такие «поломки» устраняются мигом.
Посмотрите также: Ведущий мост