Главная Поиск Обратная связь Советы посетителей Добавить совет Форум                                              Сборник советов автолюбителям
Статистика

Rambler's Top100
  • СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ
    Общие сведения

    * К выбору свечей зажигания для двигателя своего автомобиля относитесь самым
    серьезным образом. Свеча венчает работу всей системы зажигания, в значительной
    мере определяет легкость запуска и устойчивость работы двигателя на всех режимах,
    расход топлива и долговечность самого двигателя. С другой стороны, прочитав этот
    раздел и приобретя небольшой опыт, вы по свече, как по хорошему индикатору,
    сможете оценить качество регулировки системы зажигания и состояние двигателя.

    К сожалению, на обозначение свеч нет общепринятых стандартов, что усложняет их
    выбор на основе взаимозаменяемости.

    Основным эксплуатационным параметром свечи зажигания является калильное число,
    информация о величине которого дается всеми фирмами-изготовителями в
    обозначении.

    * При выборе свеч зажигания конечно же лучше всего руководствоваться инструкцией
    по эксплуатации вашего автомобиля. Для автомобилей, предназначенных для
    европейского рынка, автомобилестроительные фирмы, как правило, в рекомендуемом
    ряду свеч указывают свечи фирмы Bocsh ведущим их производителем в мире.

    Маркировка

    Расшифровку обозначений свеч Bosh рассмотрим на примере:

    • обозначение W R 7 D С R

    • позиция 123456

    Позиция 1: Обозначение резьбы.

    W — резьба Ml4x1,25 с плоским уплотнительным седлом и размером под ключ 21 мм
    (обозначение SW21);

    F — резьба Ml4x1,5 с плоским уплотнительным седлом и SW16;

    М — резьба Ml 8 с плоским седлом уплотнения и SW25;

    Н — резьба M14x1,25 с конусным седлом уплотнения и SW16;

    D — резьба Ml8x1,5 с конусным седлом уплотнения и SW21.

    Позиция 2: R обозначает, что свеча имеет сопротивление для подавления радиопомех.

    Позиция 3: 7 — калильное число (у «холодных» свечей оно меньше, у «горячих» —
    больше).

    Позиция 4: Обозначение длины резьбы.

    А — длина резьбовой части 12,7 мм, нормальное положение искры;

    В — длина резьбы 12,7 мм, выдвинутое положение искры;

    С — длина резьбы 19 мм, нормальное положение искры,

    D — длина резьбы 19 мм, выдвинутое положение искры;

    DT — длина резьбы 19 мм, выдвинутое положение искры и три электрода массы; L —
    длина резьбы 19 мм, далеко выдвинутое положение искры.

    Позиция 5: Материал среднего электрода. С — сплав никеля и меди; S — серебряный
    средний электрод; Р — платиновый средний электрод; О — стандартная свеча с
    усиленным средним электродом.

    Позиция 6: Сопротивление обгорания. R = 1 кОм.

    Маркировка российских свечей

    * Маркировка российских свечей следующая: А17ДВ-10. Первой в обозначении стоит
    буква «А», что означает резьбу М14х1,25. Затем может стоять буква «К» — коническое
    посадочное место или «М» — малогабаритная свеча; если буквы нет, то плоское
    уплотнительное седло. Далее указывается (условно) калильное число свечи (по ГОСТ
    2043 — 74 это 8, 11, 17, 20, 23, 26). Чем выше число, тем «холодней» свеча. Позиция
    после калильного числа предназначена для указания длины резьбовой части: «Д» —
    резьбовая часть имеет длину 19 мм, «Н» — 11 мм; если таких букв нет, то длина резьбы
    12 мм. На следующей позиции поставьте букву «В», если тепловой конус изолятора
    выступает из корпуса внутрь камеры сгорания. Отсутствие этой буквы соответствует
    конусу, утопленному в корпус. Далее могут быть цифры, указывающие на особенности
    конструкции свечи. Например, А17ДВ и А17ДВ10. Первая свеча для автомобилей
    ВАЗ-2101 —07, вторая для ВАЗ-2108—09 и имеет усиленные, более долговечные
    электроды, о чем говорит цифра 10.

    Свечи А17ДВ и А17ДВ10 соответствуют свечам Bosch WR7DC—WR8DC.

    Выбор

    * Выбор свечи основывается на следующих параметрах:

    1. По калильному числу.

    2. По конструкции и размерам резьбовой части.

    3. По конструкции уплотняющей части.

    4. По размеру под ключ.

    Обслуживание после покупки

    * На только что купленном автомобиле:

    1. Снимите все свечи с двигателя.

    2. Установите их соответствие инструкции по эксплуатации.

    3. Проверьте электроды и корпус изолятрра, сделайте соответствующие выводы о
    соответствии свечей двигателю.

    4. Если свечи не соответствуют инструкции или имеют дефекты, замените их.

    5. Анализируя вид свечей, сделайте заключение о состоянии двигателя.

    6. Если электроды свечи «изношены» или затруднительно отрегулировать зазор,
    замените свечи.

    7. Ресурс современных свечей составляет 20000— 30000 км.

    8. Проведите техобслуживание свечей зажигания: • вычистите мягкой металлической
    щеткой или лучше отпескоструйте мелким песком электроды и юбочку;

    • отрегулируйте зазор;

    • промойте свечи (бензин, ацетон) и продуйте воздухом. 9. При установке свечей:

    • очистите резьбу на свечах;

    • ввинтите свечи от руки до упора;

    • аккуратно, без перекосов затяните свечи ключом моментом 2,5-3,0 кгс • м.

    Информация о свечах зажигания

    • Калильное число — условная величина, пропорциональная среднему давлению
    газов на поршень в течение полного цикла, при котором во время испытаний свечи на
    специальной моторной установке появляется калильное зажигание, т.е. зажигание не
    от искры, а от раскаленных элементов свечи, находящихся в камере сгорания.

    • У нормально работающей свечи юбочка изолятора нагревается до 600—800°С, и
    масло, попадающее на детали свечи, сгорает полностью, почти не оставляя нагара,
    она, как говорят, самоочищается. Тепловой конус изолятора сухой, цвет от
    светло-серого до коричневого. Указанная температура свечи устанавливается в
    результате теплообмена между свечой, головкой цилиндра, камерой сгорания и
    внешней средой.

    • Чем более форсирован двигатель по степени сжатия, литровой мощности, числу
    оборотов, тем больше теплоты воспринимают детали свечи, находящиеся в камере
    сгорания. Значит, тем лучше должна быть теплопередача от свечи к менее нагретым
    деталям и тем больше окажется ее калильное число, то есть необходимо большее
    давление в цилиндрах для появления калильного зажигания: такую свечу называют
    «холодной».

    * В малофорсированном двигателе тепловой поток к деталям свечи сравнительно мал,
    следовательно, и интенсивность теплопередачи от свечи должна быть меньше, чтобы
    ее детали были нагреты до температуры 600— 700° С. Такая свеча имеет сравнительно
    небольшое калильное число, и ее называют «горячей».

    * Если в форсированный двигатель установить «горячие» свечи (например, от
    грузовика), то при средних и больших нагрузках свеча быстро разогреется до
    температуры значительно большей 1000 °С и возникнет калильное зажигание.
    Элементы свечи оплавляются, а при сравнительно длительной работе при этом
    режиме двигателю наносятся серьезные повреждения (клапана, поршни, кольца). Если
    в малофорсированный двигатель установить «холодные» свечи, то температура их
    деталей в процессе работы не превышает 400 °С, попадающее на эти детали масло не
    выгорает полностью и образуется слой сажистых токопроводящих отложений. Свеча
    блокируется и в конце концов прекращает работу.

    * Тепловые характеристики свечи должны строго соответствовать условиям в камере
    сгорания двигателя (давлению, температуре, оборотам). Как указывалось выше,
    тепловой конус нормально работающей свечи должен быть сухим и иметь цвет от
    полусерого до коричневого.

    Полезные советы

    * Вы почувствовали, что двигатель тянет слабо и машина еле-еле разгоняется, на
    холостом ходу мотор работает с перебоями. И все-таки в надежде на то, что все
    образуется, вы продолжаете ездить. Но вот опытный водитель, прислушавшись к
    работе двигателя вашей машины, удивленно посмотрит на вас и произнесет: «Троит».

    Осталось определить, какая свеча отказала (именно поэтому вместо ритмичного звука
    работы всех цилиндров вы слышите только три из них).

    * Обычно ищут неисправную свечу, поочередно снимая провода от свечи к
    распределителю зажигания. Если вы сняли провод и ритм работы двигателя на
    холостом ходу не изменился, значит, именно та свеча, к которой идет провод,
    неисправна. Если ритм изменился, значит, вы отключили исправную свечу. Далее вы
    меняете неисправную на запасную — и все в порядке.

    Но лучше отсоединять провод не от распределителя зажигания, а от свечи. Дело в том,
    что, приблизив провод к блоку цилиндров, вы увидите, какая получается искра (ее
    величину, цвет). Это позволит вам судить об исправности системы зажигания.

    * Неисправную свечу не торопитесь выбрасывать. Может быть, она просто
    замаслилась, возможно, «подгорели» электроды или слишком большой зазор.
    Внимательно осмотрите, нет ли трещин.

    * Сухой черный нагар бывает в результате длительной работы двигателя на холостом
    ходу или при постоянной езде на невысоких скоростях и малой нагрузке автомобиля, а
    также при холодных свечах.

    * Если конус изолятора чистый, сухой, светлого, почти белого цвета, иногда со
    следами оплавления, это означает, что свеча слишком горяча для двигателя или
    установлено слишком раннее зажигание.

    * Нормальный цвет изолятора правильно работающей свечи — от светло-серого до
    светло-коричневого (песочного). Нагар практически отсутствует.

    * Срок службы свечей обычно соответствует 25 000—35 000 км пробега автомобиля.
    Исключением являются автомобили ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109, система зажигания
    которых отличается повышенной энергией искрового разряда. По этой причине
    электроды свечей изнашиваются интенсивнее обычного, и завод-изготовитель
    рекомендует у названных моделей автомобилей заменять свечи новыми через каждые
    15 000 км пробега.

    * Свечи требуют регулярной очистки и регулировки зазора между электродами. При
    интенсивной эксплуатации автомобиля эти операции следует производить
    приблизительно через каждые 10 000 км. Если годовой пробег автомобиля 10 000—15
    000 км, очищать свечи и регулировать зазор рекомендуется дважды в году — перед
    началом летнего и зимнего эксплуатационных сезонов.

    * Для очистки свечей нельзя применять острые металлические предметы вроде
    отвертки или шила, так как ими можно легко повредить или поцарапать изолятор. На
    поцарапанном конусе изолятора ускоряется и усиливается нагарообразование, а нагар
    шунтирует электроды, свеча перестает работать.

    Подходящий инструмент для очистки свечей — щетка из тонкой стальной проволоки.
    Для этой цели можно самостоятельно изготовить удобную кисточку: отрезок стального
    троса диаметром 3—4 мм и длиной около 100 мм расплетают с одного конца на
    расстоянии 15— 20 мм, а остальную часть обрабатывают паяльником, чтобы придать
    ей жесткость.

    * Лучше всего очищать свечи химическим способом, который заключается в
    следующем. Свечи обезжиривают, промывая в бензине, и просушивают, после чего их
    погружают в горячий 20%-ный водный раствор ацетата аммония (другое название —
    уксуснокислый аммоний) и выдерживают в нем в течение 25—30 мин при
    температуре не ниже 90 oС (можно при слабом кипении раствора). Затем свечи
    прочищают жесткой волосяной или капроновой щеткой, хорошо промывают горячей
    водой и просушивают. Эту работу следует проводить на открытом воздухе, так как из
    горячего раствора выделяются пары уксусной кислоты.

    * Зазор между электродами свечи регулируют, подгибая боковой электрод, причем для
    измерения величины зазора следует применять не плоский, а цилиндрический щуп
    (отрезок проволоки подходящего диаметра). Дело в том, что в результате износа в
    боковом электроде образуется выемка, поэтому измерение плоским щупом даст
    неправильный результат.

    * Кстати, в теплое время года лучше ставить новые свечи, промытые и очищенные
    пусть полежат до зимы.

    * Если вы решили найти неисправную свечу, отсоединяя провода высокого
    напряжения, наденьте перчатки или берите провод сухой тряпкой. Удар током,
    конечно, не смертелен, но очень неприятен.

    * Кстати, плохая работа свечи может иметь место из-за нарушения изоляции проводов
    высокого напряжения. Поэтому в свободное время внимательно осмотрите эти
    провода. Обнаружив трещину в изоляции, оберните провод полиэтиленовой
    изолентой в несколько слоев. Но все-таки лучше присоединить новые провода. Искра
    может проскакивать по проводу снаружи, если он сильно загрязнился. В этом случае
    промойте провод и вытрите его сухой тряпкой.

    * Не забудьте проверить наконечники проводов высокого напряжения — они могут
    окислиться или оборваться. Резиновые колпачки высоковольтных проводов всегда
    должны быть целыми. Когда будете ставить свечи на место, не забудьте свечные
    шайбы (они обычно медные). Заворачивая свечу, помните, что слишком слабая
    затяжка может вызвать пропускание газов из цилиндра. Но не переусердствуйте,
    потому что любое резьбовое соединение имеет странную особенность: для
    затягивания всегда нужно меньше усилий, чем для отвинчивания.

    Проверка свечей зажигания в мастерских ВАЗ на стенде
    Очистка и регулировка зазора

    * Перед испытанием свечи зажигания с нагаром или загрязненные очистите на
    специальной установке струей песка и продуйте сжатым воздухом. Если нагар
    светло-коричневого цвета, то его можно не удалять, так как он появляется на
    исправном двигателе и не нарушает работу системы зажигания.

    * После очистки осмотрите свечи и отрегулируйте зазор между электродами. Если на
    изоляторе свечи имеются сколы, трещины или повреждена приварка бокового
    электрода, то свечу замените.

    * Зазор 0,7—0,8 мм между электродами свечи проверьте круглым проволочным
    щупом. Проверять зазор плоским щупом нельзя, так как при этом не учитывается
    выемка на боковом электроде, которая образуется при работе свечи. Зазор регулируют
    подгибанием только бокового электрода свечи. Центральный электрод не подгибают,
    так как этим можно вызвать поломку керамического изолятора.

    Испытание на герметичность

    * Вкрутите свечу в соответствующее гнездо на стенде и затяните динамометрическим
    ключом моментом 3,2—4 кгс • м. Затем создайте в камере стенда давление 20 кгс/см2.
    Накапайте на свечу несколько капель масла или керосина: если герметичность
    нарушена, то будут выходить пузырьки воздуха обычно между изолятором и
    металлическим корпусом свечи.

    Электрическое испытание

    * Вкрутите свечу в гнездо на стенде и затяните указанным выше моментом.
    Отрегулируйте зазор между электродами разрядника на 12 мм, что соответствует
    напряжению 18 кВ, а затем насосом создайте в камере давление 6 кгс/см2. Установите
    наконечник провода высокого напряжения на свечу и подайте на нее импульсы
    высокого напряжения.

    * Если в окуляре стенда наблюдается полноценная искра, то свеча считается
    исправной. При этом допускаются нерегулярные искры на разряднике. Если искрение
    происходит только между электродами разрядника, то понизьте давление в камере и
    проверьте, при каком давлении наступает искрообразование между электродами
    свечи. Если оно начинается при давлении ниже 3 кгс/см2, то свеча дефектная.

    * Если искрообразование отсутствует на свече и на разряднике, то вероятнее всего, что
    на изоляторе свечи имеются трещины и разряд происходит внутри между корпусом и
    электродами. Такая свеча считаемся дефектной.

    Посмотрите также: СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ
    Комментарии
    Нет комментариев.
    Добавить комментарий
    Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
    Рейтинги
    Рейтинг доступен только для пользователей.

    Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

    Нет данных для оценки.
    Совет дня
    Если зубчатый ремень свистит, значит, он натянут слишком сильно.