476. В современных автомобилях оно сводится к внешнему осмотру состояния подвески через каждые 15 000 км (раз в год).
Следует проверить состояние элементов подвески, резиновых и резинометаллических шарниров, втулок и подушек, обращая внимание на следы масла. Для этого следует освободить колесные болты, поднять автомобиль и снять соответствующие колеса. Если чехол какого-либо шарнира поврежден, заменяем данный шарнир, так как попавшая грязь быстро разрушает его.
477. В автомобилях старых моделей, в том числе старых моделей «Жигулей», «Москвичей», «Волг» и «Запорожцев», техническое обслуживание более сложное.
В них желательно также регулярно проверять и регулировать зазоры в подшипниках ступиц, заменять смазку в подшипниках и проверять состояние стабилизатора поперечной устойчивости, а при необходимости заменять его.
• Проверка зазора подшипников колес
478. В старых моделях через каждые 20 000 км пробега (раз в 2 года) следует заменять смазку и регулировать зазор в подшипниках ступиц колес одновременно с проверкой резинометаллических шарниров рычагов подвески.
Для точного замера зазора необходим индикатор, но наличие люфта в подшипниках ступиц передних колес можно определить и без него.
Проверяемое ведомое колесо поддомкратьте или поднимите машину на подъемнике. Для проверки зазора одну руку положите сверху, а другую снизу на поддомкраченное колесо. Прижмите его снизу ногой, а сверху покачайте от себя и к себе, то есть в плоскости, перпендикулярной оси вращения колеса.
Колесо не должно свободно качаться. Но полная неподвижность колеса также свидетельствует о неправильной регулировке или заклинивании подшипников.
479. Для проверки зазора в подшипниках ведущего колеса также следует вывесить колесо.
Выключите стояночный тормоз, включите первую или вторую передачу. Покачивая колесо вперед и назад по ходу движения автомобиля до ощутимого сопротивления проворачиванию, вы увидите, нет ли большого расстояния между двумя его крайними положениями.
Если шариковые подшипники исправны, люфт должен быть незначительным.
• Регулировка зазора подшипников
Еще раз напомним, шариковые подшипники в ступицах современных иномарок, а также «восьмерки» и «девятки» не требуют регулировки в процессе эксплуатации.
480. Регулировка подшипников производится следующим образом.
Расшплинтовываем (в «Жигулях» раскерняем) и отвертываем регулировочную гайку поворотной цапфы. Крутнув вывешенное колесо, проверяем, свободно ли оно вращается. Если происходит задевание или притормаживание, устраняем его.
Устанавливаем новую регулировочную гайку и затягиваем ее ключом до отказа, одновременно проворачивая ступицу колеса в оба направления четыре-пять раз, чтобы самоустановились ролики подшипников.
Ослабляем гайку и снова затягиваем до отказа. После этого на шайбе делаем метку против середины одной из граней гайки.
После этого зашплинтовываем гайку (в «Жигулях» стопорим, вдавливая лунки на гайке в пазы на конце цапфы), и закрываем ее колпачком, предварительно заполненным 25 г смазки.
Для регулировки ступицы правого колеса затяжку следует выполнять в обратном направлении, так как гайка имеет левую резьбу.
481. Правильность регулировки подшипников окончательно проверится по нагреву ступиц колеса при движении.
После нормальной регулировки зазор в подшипниках устанавливается в пределах 0,02—0,08 мм.
При чрезмерной затяжке подшипников уже после пробега 10 км ощущается довольно сильный нагрев ступицы колес.
• Заполнение подшипников смазкой
482. Необходимость заполнить подшипники смазкой возникает при вытекании смазки через поврежденный сальник или от ухудшения ее качества после длительного пробега.
Для замены смазки отверните болты, отведите в сторону суппорт и снимите колпак ступицы, не отсоединяя шланг подвода жидкости.
Поддомкратьте соответствующую часть автомобиля, снимите колесо. Отверните регулировочную гайку подшипников ступицы, снимите ее шайбу.
Осторожно снимите ступицу с тормозным диском, подшипниками и сальником, промойте внутреннюю полость ступицы и подшипники керосином и замените сальник, если он поврежден.
Установите на поворотную цапфу внутреннее кольцо внутреннего подшипника и заложите в сепараторы подшипников и во внутреннюю полость ступицы 40 г смазки, равномерно распределив смазку по всей полости ступицы. Установите ступицу на цапфу, установите внутреннее кольцо наружного подшипника, наденьте шайбу и заверните новую гайку (регулировочную гайку после снятия всегда заменяют).
Отрегулируйте зазор подшипников ступицы. Перед установкой колпака ступицы заложите в него 25 г смазки.
483. Для рессорных амортизаторов. Листы рессор следует смазывать.
Одновременно с этим проверяют состояние резиновых буферов, втулок, хомутов крепления листов рессоры, противоскрипных полиэтиленовых шайб, других элементов рессорного механизма.