В зависимости от конструкции автомобиля на нем может быть установлена четырех- или пятиступенчатая коробка передач.
Привод переключения передач состоит из рычага переключения передач, его опоры, тяги, штока выбора передач и механизмов выбора и переключения передач.
• Техническое обслуживание коробки
434. Время от времени после долгой поездки на горячем двигателе проверяйте, нет ли утечек масла из коробки передач.
Предварительно следует очистить картер коробки передач, проверить уровень масла в системе и при необходимости долить масло, присыпать возможные места утечки мелом или тальком.
Затем, проехав на автомобиле не менее 30 км с высокой скоростью, чтобы масло разогрелось и стало менее вязким, установите автомобиль на козлы и осмотрите возможные места утечек.
А они возможны в стыке блока цилиндров и коробки передач (то есть, в уплотнении между маховиком и коробкой передач), в сливной и заливной пробках, в уплотнении между картером коробки передач и крышкой коробки передач, на фланце карданного вала у коробки передач.
435. Масло в коробке передач меняют раз в 5 лет (50 000—75 000 км пробега), а его уровень проверяют раз в год (10 000—15 000 км пробега).
В современных моделях иномарок качественное масло в коробке передач не меняют, пока нет неполадок, а его уровень при отсутствии утечек достаточно раз в два года проверять.
436. Уровень масла проверяют при теплой, но не горячей коробке передач (пробег 1,5 минуты).
Для проверки желательно установить автомобиль на козлы в горизонтальное положение.
Уровень масла должен достигать нижней кромки заливного отверстия, а при наличии контрольной метки — данной метки. Если нужно, долейте масло с помощью шланга, масленки. Заливайте теплое (в холодную погоду чуть подогретое) масло. Если залить холодное вязкое масло, при запуске двигателя коробка передач будет стучать.
437. Не оставляйте автомобиль на зиму стоять с включенной передачей.
Кольцо синхронизатора может склеиться-смерзнуться с шестерней включенной передачи. Вот будет штука, если при выключенной передаче, автомобиль тронется, как только вы включите зажигание.
438. Для коробки передач можно использовать и моторное масло.
Для трехвальной коробки с прямой четвертой передачей оно подходит особенно хорошо. Для «Жигулей», «Таврии», «Оки» оно рекомендуется.
439. Чтобы отличить трансмиссионное масло от моторного, капните масло на воду.
Моторное будет плавать темным кружочком, а трансмиссионное растечется и побелеет снизу.
440. Чем выше цифра, стоящая после букв GI в маркировке трансмиссионного масла, тем лучше моющие, антизадирные и противопенные свойства этого масла.
Буквы GI на маркировке зарубежных масел отличают трансмиссионные масла.
Масла классов от GI1 до GI3 можно применять в коробках передач старых «Жигулей», «Волги», «Москвича». При этом масло в коробке не будет замерзать. Масла GI4 и GI5 используют в редукторах задних мостов автомобилей классической компоновки (то есть, с двигателем спереди и задними ведущими колесами), коробке передач переднеприводных автомобилей с продольным расположением двигателя и коробке передач «Запорожца».
В переднеприводных автомобилях с поперечно расположенным двигателем для коробок передач применяется моторное масло (в «Жигулях», «Оке», «Таврии»).