417. Использование автоматической коробки передач обеспечивает уменьшение расхода топлива, более высокое качество переключения передач, больший выбор режимов езды (экономичный, спортивный, зимний).
При нарушении входных сигналов или повреждении электромагнитных клапанов система переключается на аварийную программу. Если во время движения автомобиля возникают неисправности, их запоминает запоминающее устройство, и они затем могут быть выведены на табло.
• Обслуживание автоматической коробки
418. Уровень масла в автоматической трансмиссии следует проверять ежегодно, но не реже, чем через 15000 км пробега.
Замену масла производят раз в 3 года, но не позже, чем через 40 000—45 000 км пробега (30 000 км при эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях: в сельской, горной местности, при буксировке, в качестве такси).
Для автоматической трансмиссии используют только специальное масло ATF (Automatic-Transmission Fluid). Его легко отличить: оно красноватого цвета и почти не имеет запаха. Использование любого другого масла ведет к поломке.
419. Проверку масла осуществляют, поставив автомобиль без груза на ровной поверхности и затянув ручной тормоз.
Стержневой щуп, указатель уровня масла, находится в двигательном отсеке.
Поочередно установите рычаг управления трансмиссией во все позиции (P-R-N-D-3-2-1, например). Затем установите его в положение N (нейтралка). Двигатель должен работать на холостом ходу, чтобы можно было ощутить работу гидротрансформатора.
Проверку можно осуществлять при работе трансмиссии как в холодном, так и в разогретом состоянии. Поскольку уровни масла в этом случае будут различными, используют стержневой указатель с двумя шкалами: одной, предназначеннои для горячего, а другой для непрогретого двигателя.
420. Проверку уровня масла на холодном двигателе проводят после одной минуты работы двигателя на холостом ходу.
Стержневой указатель следует протереть ветошью, затем полностью погрузить в масло, вытащить и снять показания. Уровень масла ATF соответствует норме, если на шкале, предназначенной для измерения уровня масла в трансмиссии при холодном двигателе, он достиг отметки «МАХ».
421. Если перед замером на большой скорости было пройдено расстояние более 20 км, уровень масла следует измерить по шкале, предназначенной для горячего двигателя.
Уровень соответствует норме, если он находится между отметками «MIN» и «МАХ».
422. Нельзя заливать слишком много масла сразу: могут произойти сбои в работе трансмиссии. Излишек масла сливают или отсасывают.
Масло доливают через отверстие для контроля уровня с помощью воронки с мелким ситом. В большинстве автомобилей по шкале +20 °С объем масла между отметкой МАХ и уровнем на 5 мм ниже указанной отметки составляет 0,25 л. По шкале +80 °С уровень масла между отметками МАХ и MIN составляет около 0,5 л.
423. Старое масло проверьте на внешний вид и запах.
Если оно пахнет гарью, значит, подгорели тормозные накладки. Загрязненное масло способно вызвать неполадки в работе коробки пере-
дач. Потемнение масла и запах гари указывают на то, что коробка передач нуждается в ремонте. Все разрешенные к применению масла ATF можно смешивать, а вот добавлять к ним какие-либо присадки или масла других типов нельзя.
424. Запускать двигатель и буксировать автомобиль, не заполнив маслом гидротрансформатор и автоматическую трансмиссию, нельзя.
После проверки и корректировки уровня масла вставьте на место измерительный стержень. Нажмите тормозную педаль и медленно переключите рычаг по всем режимам, снова проверьте уровень масла и только после этого остановите двигатель.
425. Чтобы слить масло, поставьте любую емкость и выверните спускную пробку из масляного картера коробки.
Перед заливкой нового масла установите новое уплотнительное кольцо под сливную пробку и затяните ее. Через чистую воронку залейте в картер 3,0—3,5 л масла ATF, предварительно подогрев его для улучшения текучести.
426. На автоматических коробках передач выпуска последних лет есть переключатели режимов разгона: «Е» (экономичный) и «S» (спортивный).
Момент переключения передач в автоматической коробке зависит от скорости автомобиля, нагрузки на двигатель, от того, плавно или резко водитель нажимает на газ и, конечно, от положения переключателя.
При режиме «Е» каждая последующая (более высокая) передача будет включаться, как только обороты двигателя станут достаточными для перехода на нее, и разгон автомобиля будет происходить плавно. При режиме «S» разгон будет интенсивнее, но передачи станут переключаться несколько позже.
427. Особенность автоматической трансмиссии: даже на холостом ходу не исключается передача крутящегося момента к ведущим колесам.
То есть при кратковременной остановке, если рычаг селектора остается в положении для движения, надо обязательно удерживать автомобиль на месте нажатием на педаль тормоза, иначе машина может тронуться (особенно в холодное время года, когда обороты холостого хода повышены).
Таким образом, при кратковременной остановке достаточно отпустить педаль газа, затормозить автомобиль ножным тормозом и не отпускать его педаль, пока машина стоит.
При продолжительной стоянке с выключенным двигателем рычаг переводят в положение «N».
При остановке на подъеме удерживайте машину ножным тормозом.
При маневрировании в ограниченном пространстве контролируйте движение, слегка отпуская педаль тормоза.
• Буксировка автомобиля с автоматической коробкой
428. Буксировать такой автомобиль более чем на 20 км нежелательно. Скорость буксировки не должна превышать 50 км/ч.
При буксировке на большее расстояние надо демонтировать карданный вал или «вывесить» передние колеса автомобиля.
Дело в том, что при выключенном двигателе не работает масляный насос коробки передач, и коробка смазывается недостаточно для высоких оборотов и длительного следования на буксире.
429. Усилитель тормозов действует только при работающем двигателе, поэтому в буксируемом автомобиле на тормозную педаль следует нажимать сильнее.
Буксировочный канат должен быть эластичным. Чтобы не был заблокирован руль, перед буксировкой включаем зажигание.
430. Все инструкции по автоматической коробке передач утверждают, что двигатель с такой коробкой невозможно пустить с буксира.
Наши автолюбители, однако, научились делать и это (правда, сильно рискуя «посадить» коробку). Если двигатель не запускается, они устанавливают рычаг в позицию «N», включают зажигание, в холодную погоду для обогащения смеси разок нажимают на педаль газа и начинают движение на буксире. Для создания в трансмиссии необходимого давления масла надо достигнуть скорости 30 км/ч (для холодной трансмиссии) и 50 км/ч (для прогретой) и двигаться в таком темпе не менее двух минут. Затем рычаг переводят в положение «пониженные передачи» («L» или «2») и, после того как двигатель начнет вращаться, нажимают на педаль газа. Как только мотор заработает, рычаг возвращают на «N».
Если мотор через несколько секунд так и не заработает, рычаг все равно сразу же следует возвратить на нейтралку, иначе можно сломать коробку передач.
Таким же образом запускают двигатель, скатывая машину по склону. Учтите, что пока не заработал двигатель, не действуют усилители руля и тормозов, поэтому для управления требуется дополнительное усилие.
• Режимы «кик-даун», «кик-фаст», «фаст-офф»
431. Устройство «кик-даун» принудительно выключает низшую передачу и позволяет достичь наибольшего ускорения.
Принцип его работы следующий: надо резко нажимать на педаль газа до упора, затем резко отпускать. При этом включается низшая передача, и при дальнейшем нажатии на педаль автомобиль разгоняется с максимальным ускорением. Когда будет достигнута нужная скорость, сбрасывается газ, и опять включается высшая передача: четвертая после третьей, например.
Режим «фаст-офф» при резком отпускании педали газа не дает коробке включить высшую передачу, а оставляет ту, на которой осуществлялся разгон, что позволяет интенсивно тормозить двигателем и легко держать дистанцию при движении с переменной скоростью.
Режим «кик-фаст» определяет, нужно ли включать понижающую передачу, и дает соответствующую команду задолго до того, как будет достигнуто положение «кик-даун».
432. Рычаг селектора автоматической коробки передач можно перевести из положения «D» в «3» («S») или «2» f«L») во время движения, например, при обгоне.
Однако тут существует опасность того, что вы «перекрутите» двигатель, поскольку включается понижающая передача. Чтобы этого не произошло, по меткам на шкале спидометра следует проконтролировать предельную скорость на данной передаче или, если есть тахометр, следить за оборотами двигателя по нему.
• Значение положений рычага
433. Остается напомнить тем, кто только что приобрел современные иномарки, значение положений рычага автоматической коробки передач.
«Р» — парковка. В этом положении включен трансмиссионный тормоз. Двигатель работает на холостом ходу. На ровном месте этого тормоза достаточно для стоянки. На склоне следует вначале затянуть ручной тормоз, а затем включить «Р» (трансмиссионный тормоз). В этом положении рычага можно запускать двигатель.
«R»— задний ход. Следующее по ходу рычага положение. Включают его только после полной остановки автомобиля, иначе — поломка.
«N» — нейтралка. Вращение от двигателя не передается к ведущим колесам. Незаторможенная машина может свободно катиться. В положении N также возможен пуск двигателя. Не рекомендуется включать нейтралку во время движения автомобиля.
Если вы все-таки поступили так, сбросьте газ и включите нужную передачу только после того, как обороты упадут.
«D» — движение. Положение для езды. Оптимальный режим работы двигателя и движения автомобиля в нормальных условиях. В автоматическом режиме последовательно включаются все (обычно четыре) передачи. Первую передачу в большинстве иномарок (за исключением «Мерседеса» последних моделей) при необходимости включает только «кик-даун». Автомобиль начинает движение со второй передачи, что обусловлено работой гидротрансформатора. Торможение двигателем при положении рычага в «D» достаточно эффективно.
Цифра «3» (либо «S») — диапазон пониженных передач. Положение для движения по дороге с небольшими спусками и подъемами. Торможение двигателем еще более эффективно, чем в положении D. Максимальная передача — третья.
Цифра «2» (либо «L») — второй диапазон пониженных передач. Используются для езды по плохой дороге, в горах. Торможение двигателем еще эффективнее, чем в положении «3». Включаются только первая (для трогания с места) и вторая передачи. Если при наборе скорости передвинуть рычаг в положение «3», а затем обратно в «2», то вторая передача включится раньше.