В этом разделе речь пойдет о фарах, подфарниках, задних фонарях, указателях поворотов, фонаре заднего хода, фонарях сигнализации открытых дверей, лампах освещения щитка приборов и вещевого ящика, плафонах освещения салона, контрольных лампах, лампе освещения багажника.
329. Неисправности системы освещения и световой сигнализации возникают обычно из-за износа ламп или нарушения контактов в электрической цепи.
Из-за обрыва провода в электрической цепи может не работать вся система освещения, могут не гореть отдельные лампы, перегорать нити накала ламп или ослабляться их свечение. Способы обнаружения и устранения неисправности во всех цепях освещения и световой сигнализации аналогичны.
Электроприборы и проводку от сгорания в случае короткого замыкания защищают предохранители. Заменять перегоревший предохранитель следует только после того, как будет устранено короткое замыкание, то есть выявлено, почему предохранитель вышел из строя.
• Неисправности освещения
330. Причину отсутствия света в отдельных лампах определяют при помощи переносной контрольной лампы по схемам электрооборудования, представленным в руководстве по эксплуатации.
Эта неисправность обычно бывает вызвана перегоранием нити лампы, плохим контактом в патроне, ненадежным соединением проводов в соединительных панелях, переключателях.
Последовательность действий по выявлению неисправности следующая. Предположим, не горит фара. Причиной этого обычно является выход из строя лампы. Вначале снимите стекло фары, выньте лампу, проверьте, не перегорела ли ее нить. Для полной уверенности включите проверяемую лампу последовательно в цепь контрольной переносной лампы, которую включают одним проводом к аккумулятору, а другим — к «массе» автомобиля.
331. Проверяемая лампа исправна; проверяем, поступает ли ток к центральному контакту патрона.
Прикасаемся к нему концом провода контрольной лампы-переноски. Если лампа не горит, переносим провод к клемме переходной колодки. Лампа загорелась, значит, обрыв в проводе, соединяющем центральный контакт патрона лампы, которую мы проверяем, и переходную колодку. В этом случае провод следует заменить.
332. Свет фары или подфарника тусклый.
Надо проверить надежность контакта в цепи, очистить и подтянуть соединения, крепления лампы, проверить, не загрязнены ли рассеива-тели и отражатели, не попала ли вода в полость фары, не покрылась ли стеклянная колба лампы темным налетом. Причину неполадок устраняем.
333. Свет фар или подфарников слабый при неработающем или работающем на малой частоте вращения коленвала двигателе.
Причина может быть в разряженной аккумуляторной батарее. Для устранения неисправности зарядить аккумулятор.
334. Света в фарах или подфарниках нет.
Чаще всего это может быть вызвано перегоранием предохранителей или неисправностью переключателя света. Неисправные предохранители и переключатель замените.
335. Неисправности стоп-сигналов обнаруживают нажатием на тормозную педаль.
Бывает, что во время торможения нет света в стоп-сигнале заднего фонаря. Если остальные потребители прибора щитка действуют нормально, то причиной неисправности стоп-сигнала может быть нарушение соединения проводов с выключателем, неисправность выключателя. Очистите от пыли и грязи поверхность и зажимы выключателя стоп-сигнала, проверьте крепление проводов к зажимам и крепление самого выключателя. Если нужно, наконечники проводов, идущих к выключателю стоп-сигнала, обожмите, а неисправный выключатель замените.
336. При нажатии на педаль тормоза стоп-сигналы не включаются, и при этом не работают все приборы щитка.
Возможно, перегорел предохранитель. Выясняем причину. Устраняем ее, заменяем предохранитель.
• Прочие неисправности
337. При включении освещения приборов не горят лампы. Причин может быть две:
либо вышел из строя выключатель освещения приборов, либо лампы перегорели.
Для проверки выключатель вынимаем из гнезда в панели приборов и при включенных габаритных огнях соединяем между собой клеммы выключателя. Наличие света укажет на неисправность выключателя, который необходимо заменить. Если причина в перегоревшей лампе, замените ее (для этого выньте щиток приборов из панели).
338. Постоянного контроля и проверки требуют указатели поворотов.
Если при включении сигнала поворота лампы фонарей не горят, а также не работают контрольно-измерительные приборы, то причиной неисправности может быть выход из строя предохранителей. Перегоревшие предохранители замените.
339. При включении сигнала поворотов указатели поворотов не мигают.
Причиной непрерывной работы указателей поворотов является повреждение реле-прерывателя.
Случается и такой дефект, как изменение частоты мигания контрольной лампы при работающих указателях поворота. Происходит это из-за перегорания лампы в одном из фонарей либо повреждения электрической цепи реле-прерывателя, расположенного за щитком приборов, и контрольной лампы. Выявленные дефекты устраняем.
• Регулировка света фар
340. Направление световых пучков фар должно быть таким, чтобы дорога была хорошо освещена, а водителей встречного транспорта не ослеплял ближний свет.
341. Для регулировки поставьте автомобиль на ровной площадке точно в 10 м от гладкой стены.
Закрывая одну из фар куском картона или темной ткани, отрегулируйте световые пучки.
Для правильной регулировки фар нужна большая подготовительная работа. Шины следует накачать до оптимального давления, бак должен быть полон. В незагруженном автомобиле на сиденье водителя должен сидеть человек веса, равного весу водителя. Вначале подъезжаем к стене-экрану на 12—13 м, многократно покачиваем автомобиль сбоку, чтобы подвески заняли правильное положение. После этого автомобиль катим несколько метров. Если нужно, устанавливаем на ноль регулятор ширины освещения. Проверяем, нет ли дефектных стекол, почерневших ламп накаливания, отражателей.
342. Для правильной установки световых пятен стену следует предварительно разметить.
Регулировку выполняем на ближнем свете фар.
Разметку производим следующую: отмечаем две точки, соответствующие центрам фар на такой же высоте от пола и на таком же расстоянии
одна от другой, как центры фар. Проводим между ними линию 1. Линию 2 проводим параллельно линии 1 на 12 см ниже. Линию 3 проводим параллельно линии 1 на 22 см ниже.
Верхняя граница световых пятен основных фар на стене должна совпадать с линией 2. Верхняя граница световых пятен противотуманных фар должна совпадать с линией 3. Точки пересечения горизонтального и наклонного участков световых пятен должны находиться на 12 и 22 см ниже точек, соответствующих центрам фар.
Точную регулировку света фар могут произвести лишь на СТО.
• Гидрокорректор фар
343. Угол наклона света фар увеличился и привести его в норму регулировочным винтом не удается.
Проверьте гидрокорректор фар. Может быть, из его цилиндров или трубок подтекает жидкость. Гидрокорректор состоит из главного цилиндра, укрепленного на панели приборов, исполнительных цилиндров, установленных на фарах, и соединительных трубок.
Конструкция гидрокорректора неразборная, и в случае повреждения он заменяется целиком, вместе с цилиндрами и трубками. Для замены поврежденного гидрокорректора отсоединяем хомуты трубок от скоб крепления проводов, снимаем ручку с главного цилиндра и отвертываем гайку его крепления к панели приборов.
Затем отсоединяем исполнительные цилиндры от фар и проталкиваем их вместе с уплотнителем в салон.
• Замена ламп
344. Перед заменой лампы выключаем напряжение соответствующего потребителя.
При замене ламп лучше работать не голыми руками, а в перчатках, потому что жировые следы от пальцев испаряются при разогреве лампы с колбы, вызывая помутнение отражателя.
При замене габаритной лампочки проверяем патрон. Через неплотный патрон в фару может попадать разрушающая ее влага.
345. Блок-фары автомобилей, закрепленные только с наружной стороны самонарезающимися винтами, могут стать легкой добычей злоумышленников.
Уберечь фары можно, заменив «саморезы» винтами Мб с гайками, навертывающимися со стороны моторного отсека. Длина винтов в верхней части фары — 100 мм, в нижней — 30 мм. Скобы для самонарезающихся винтов удалите.
346. Красный цвет рассеивателей задних фонарей автомобиля со временем выцветает.
Чтобы окраска вновь стала интенсивной, следует, тщательно очистив внутреннюю поверхность фонарей, нанести на нее красный креп-лак, широко применяемый в радиотехнике для защиты мест пайки.