276. Перед снятием зубчатого ремня помечаем мелом направление его движения.
Отсоединяем кабель аккумуляторной батареи, чтобы разорвать цепь. Снимаем, если нужно, воздушный фильтр, клиновидные ремни привода сервонасоса и генератора, крышку головки блока цилиндров. Снимаем кожух ремня.
Ставим коленвал в положение верхней мертвой точки поршня первого цилиндра. Для этого коробку передач ставим на нейтралку, затягиваем ручной тормоз. Проворачиваем шкив коленвала за центральный болт накидным ключом. Ни в коем случае нельзя вращать коленвал за зубчатый ремень. В нужном положении оба кулачка первого цилиндра смотрят вверх, и одновременно метка на шкиве совпадает с указателем на блоке цилиндров.
В этом положении стопорим зубчатые колеса распредвала и топливного насоса высокого давления фиксирующими стержнями. Если сделать это не удается, следует провернуть двигатель еще на один полный оборот.
В качестве стержней могут использоваться обычные болты с метрической резьбой: для шкива топливного насоса больший, для распредвала меньший.
В других двигателях распредвал стопорят установочной линейкой, имеющей выступ, который предохраняет распредвал от проворачивания, и только затем стопорят зубчатое колесо топливного насоса соответствующим стержнем.
После этого снимаем натяжную пружину (в других двигателях: отпускаем гайку натяжного ролика) и ослабляем зубчатый ремень.
277. Проверяем и устанавливаем натяжение зубчатого ремня через каждые 60 000 км пробега (раз в 4 года).
В современных автомобилях натяжение ремня устанавливается автоматически. Регулировка требуется только при снятии ремня и его последующей установке.
Натяжение ремня желательно проверять специальными установочными и проверочными инструментами. Если же таких инструментов под рукой нет, исходите из того, что зубчатый ремень должен быть выставлен так, чтобы большим и указательным пальцем его нельзя было повернуть более чем на 90 °. Неправильное натяжение вызывает шум при работе.
278. Новый ремень следует устанавливать и натягивать на холодном двигателе.
Натяжение используемого ремня проверяют на разогретом двигателе (при температуре охлаждающей жидкости выше 80 °С). Нельзя перегибать или скручивать зубчатый ремень.
Одновременно с проверкой натяжения ремень следует осмотреть на трещины и износ.
279. Перед установкой зубчатого ремня следует проверить, совпадает ли отметка на шкиве с указателем на блоке цилиндров.
Установка производится строго в последовательности, обратной снятию. В случае необходимости при установке заменяем прокладку головки блока цилиндров. Не забываем установить крышки кожухов ремня.