Система охлаждения двигателя состоит из радиатора, насоса охлаждающего средства, термостата и вентилятора.
Порядок циркуляции охлаждающего средства изменяется в зависимости от его температуры. Пока двигатель в холодном состоянии, охлаждающее средство циркулирует только в блоке двигателя и теплообменнике отопления по малому кругу, что ускоряет нагревание двигателя.
Когда температура охлаждающей жидкости возрастает, термостат открывается и направляет поток охлаждающего средства через радиатор по-прежнему по малому кругу, но одновременно с тем частично по большому кругу. Когда двигатель полностью прогрет, перепускной клапан закрыт, а основной открыт, и циркуляция жидкости происходит только по большому кругу.
Охлаждающее средство качается насосом охлаждающего средства, который приводится в движение клиновидным ремнем. Охлаждающая жидкость протекает через радиатор и охлаждается в ребрах обвевающим потоком воздуха при езде. Дополнительно охлаждение обеспечивается вентилятором (который выключается и включается терморегулятором по возникающей потребности).
Расширительный бачок служит в качестве запасного резервуара для охлаждающей жидкости, собирая расширяющуюся от нагревания жидкость и возвращая ее назад в циркуляционную систему после охлаждения двигателя. Тем самым система всегда остается наполненной и обеспечивает хорошее охлаждение.
Дозаливку охлаждающего средства осуществляют только через расширительный бачок.
153. Электровентилятор некоторых двигателей может автоматически заработать даже при остановленном двигателе в результате остаточного нагрева двигателя.
При выполнении работ в моторном отсеке необходимо учитывать возможность внезапного включения вентилятора.
При работе с теплым двигателем желательно всегда отключать зажигание.
154. Прокладки (если нужно, заменяем их) располагаются в следующих местах системы охлаждения.