НАРУШЕНИЕ ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА
на главную

Нарушение теплового режима работы двигателя может выражаться в его недостаточном прогреве или, наоборот, перегреве. Более опасен перегрев. Движение автомобиля при нем недопустимо, так как двигатель может прийти в негодное состояние. Нормальный нагрев охлаждающий жидкости —107 °С.

Рассмотрим причины перегрева двигателя.

Недостаточно жидкости в системе охлаждения.

Нормальный уровень охлаждающей жидкости в радиаторе или расширительном бачке обеспечивает эффективность работы системы охлаждения. Если уровень понижен, двигатель перегревается. Характерными признаками перегрева двигателя являются значительное повышение его температуры, падение мощности (двигатель плохо тянет) и появление звонких стуков. При перегреве двигателя резко ухудшаются смазочные свойства масла оно выгорает, увеличивается расход бензина, и при длительной работе возможно заклинивание деталей или образование трещин в головке блока или в блоке цилиндров. Если появились признаки перегрева двигателя, необходимо сначала проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке и при необходимости довести его до нормы. Для проверки необходимо снять пробку расширительного бачка и определить уровень визуально. При снятии пробки расширительного бачка перегретого двигателя во избежание ожога лица и рук горячим паром надо соблюдать повышенную осторожность.

Прежде чем доливать охлаждающую жидкость в систему охлаждения, необходимо убедиться, нет ли ее подтекания через у плотнительную прокладку блока цилиндров, дренажное отверстие корпуса жидкостного насоса на автомобилях «Москвич», «Волга», сальник и манжеты, в местах соединений термостата с радиатором и насосом дюритовыми шлангами особенно там, где их обжимают хомуты, через патрубки отвода и подвода охлаждающей жидкости в отопитель, а также через сливные краники (пробки).

На автомобилях ВАЗ и «Москвич», имеющих расширительный бачок в системе охлаждения, уровень охлаждающей жидкости должен быть не ниже отметки «MIN» на бачке. При контроле уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения рекомендуется проверить состояние пробки радиатора и пробки расширительного бачка. При исправной пробке радиатора впускной и выпускной клапаны перемещаются свободно, без заедания, а резиновая уплотнительная прокладка обеспечивает герметичность заливной горловины радиатора.

Пробка расширительного бачка должна надежно устанавливаться на его горловине и не иметь вмятин.

Утечка охлаждающей жидкости устраняется затягиванием хомутов, соединяющих патрубки и шланги системы охлаждения, или заменой уплотнительных прокладок и изношенного сальника жидкостного насоса.

Если охлаждающая жидкость выходит через контрольное отверстие насоса, то это свидетельствует об износе сальника. В этом случае насос необходимо разобрать и сальник заменить. Когда через контрольное отверстие идет охлаждающая жидкость, его нельзя заглушать. Это приводит к выходу из строя подшипников жидкостного насоса.

Доливать охлаждающую жидкость (воду) в радиатор перегретого двигателя следует тонкой струйкой и лишь после того, как двигатель немного остынет, чтобы не вызвать появления трещин в головке блока цилиндров илив цилиндрах.

Ремень привода вентилятора пробуксовывает.

Если ремень привода вентилятора слабо натянут, ухудшается охлаждение двигателя, что приводит к его перегреву. Прогиб правильно натянутого ремня составляет у автомобилей «Москвич» 12-15 мм, на автомобилях «Жигули» нормальный прогиб ремня равен 10-15 мм.

В автомобилях «Волга», «Москвич», «Жигули» натяжение ремня регулируют изменением положения генератора.

При слабом натяжении ремня необходимо ослабить гайку крепления генератора к натяжной планке и гайку болта крепления генератора к кронштейну и, смещая генератор с помощью монтажной лопатки, добиться требуемой степени натяжения ремня. После регулировки затянуть гайку и гайку болта. Перестановка одной шайбы при регулировке натяжения ремня увеличивает его длину примерно на 2,6 мм.

Проверка и натяжение ремня провода генератора, центробежного насоса и вентилятора.

При обнаружении порванного ремня и при отсутствии запасного можно временно использовать кольцо шириной около 20 мм, вырезанное по диаметру из автомобильной камеры. Если ремень привода вентилятора замаслен, его необходимо протереть бензином. Ремень не должен иметь чрезмерного износа и следов масла, а прогиб должен соответствовать указанному в заводской инструкции по эксплуатации автомобиля.

Загрязнение радиатора.

В процессе эксплуатации автомобиля радиатор системы охлаждения может снаружи и внутри покрываться накипью, маслом, продуктами коррозии. Это значительно уменьшает его теплоотдачу, и двигатель перегревается. В этом случае резко снижается мощность, увеличивается расход бензина.

Для наружной очистки радиатора рекомендуется использовать сжатый воздух и воду. Воздушные каналы осторожно следует прочищать деревянными шпильками. Очистку радиатора внутри при незначительном отложении накипи можно производить сильной струей воды, подаваемой в направлении, обратном нормальной циркуляции охлаждающей жидкости. Радиатор промывают отдельно от двигателя, чтобы не засорить его ржавчиной и налетом из водяной рубашки блока. Радиатор промывают до тех пор, пока выходящая вода не будет достаточно чистой.

Чтобы очистить радиатор изнутри, применяют способ его продувки водяным паром с избыточным давлением не более 0,8 кгс/см2 (80 кПа).

Если на внутренних стенках трубок для промывки имеются большие отложения накипи или масляный налет, рекомендуется применять специальные химические растворы, которые разрушают нерастворимые водой различные отложения (соли, накипи и т. п.). Технология применения промывочных растворов обычно указывается в инструкциях предприятий, выпускающих эти растворы. Если специальными растворами не удается получить требуемых результатов, тоща радиатор следует отправить в ремонт. В этом случае радиатор разбирают (распаивают бачки и трубки), и радиаторные трубки прочищаются металлическими стержнями, бачки металлическими щетками, скребками.

Охлаждающая жидкость вытекает из радиатора.

Одной из распространенных причин снижения уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения является течь радиатора. Как правило, причиной этого оказываются микроскопические течи, трещины, каверны, раковины и другие дефекты металла из которого сделан радиатор. Кроме этого возможны мелкие, невидимые глазу механические повреждения. Все это сказывается на количестве охлаждающей жидкости в системе. Постоянный же присмотр за её уровнем доставляет массу хлопот, как технических так и финансовых. Чтобы избежать этого, сейчас существует множество жидких и порошкообразных герметиков для радиатора. Способ их применения чрезвычайно прост и, как правило, изложен на упаковке препарата. Лучше всего использовать герметики европейского и американского производства, где существует контроль за качеством и сертификация продукта.

Жидкость в радиаторе замерзла.

Системы охлаждения легковых автомобилей заполняются охлаждающими жидкостями тосолом или антифризом, которые не замерзают при низких температурах окружающего воздуха.

При отсутствии тосола при температуре воздуха выше 5°С допускается применение чистой воды. Возможно ее замерзание в нижней части радиатора. Главным образом это может произойти на продолжительных стоянках при сильном ветре и морозе, при движении автомобиля с малой нагрузкой и открытыми жалюзи.

Определить замерзание воды в радиаторе можно на ощупь. Обычно степень нагрева в верхней части радиатора значительно больше, чем в нижней и средних частях. При замерзании прекращается циркуляция воды в системе охлаждения, двигатель перегревается, из пароотводящей трубки интенсивно выходит пар.

Лучше всего поставить автомобиль в теплое помещение, дать возможность растаять льду. Если такой возможности нет, то место, где образовался лед, надо обложить тряпками, смоченными в кипятке, и поливать их горячей водой. Замерзание воды может привести не только к разрыву радиаторных трубок, но и к выходу из строя головки блока или блока цилиндров. Для предотвращения замерзания воды в радиаторе нужно своевременно сливать воду из системы охлаждения при длительных стоянках, умело использовать жалюзи и утеплительные чехлы.

Жалюзи открываются не полностью.

На некоторых легковых автомобилях впереди радиатора устанавливаются жалюзи, с помощью которых водитель регулирует тепловой режим работы двигателя. Если жалюзи открываются не полностью, то уменьшается поток проходящего через радиатор воздуха. Двигатель в этом случае может перегреваться, что приводит к потере мощности и перерасходу бензина.

В случае этой неисправности следует проверить состояние и действие тяг управления жалюзи. Пластинки жалюзи не должны иметь вмятин и при полностью вытянутой рукоятке привода управления на себя должны быть плотно закрыты, а при крайнем переднем положении (рукоятка привода управления должна находиться в исходном положении) полностью открыты.

Жалюзи могут открываться не полностью из-за неправильной регулировки привода управления. Чтобы отрегулировать привод управления жалюзи, необходимо отвернуть винт крепления троса и установить в исходное положение рукоятку привода управления жалюзи, полностью открыть их, а затем затянуть винт крепления. После регулировки проверить полноту открытия и закрытия жалюзи.

Неисправен термостат.

Термостат автоматически поддерживает необходимый тепловой режим двигателя, а также обеспечивает его быстрый прогрев после пуска при низких температурах окружающего воздуха. При прогреве двигателя до нормальной рабочей температуры (85-95°С) в течение продолжительного времени, значит, можно предположить, что термостат неисправен.

Для более точного определения его состояния термостат следует снять с двигателя. Можно внешним осмотром проверить и при необходимости удалить накипь, грязь, очистить маленькое отверстие в клапане. Затем опустить термостат в ванну с теплой водой, стоящую на электроплитке, и наблюдать по термометру за повышением температуры воды и открытием клапана термостата. Клапан исправного термостата должен полностью открываться при температуре воды 81-85°С, а закрываться при температуре охлажденной воды не выше 68°С.

При заедании клапана или механическом повреждении термостата его необходимо заменить.

Термостат обеспечивает быстрый прогрев двигателя после пуска при низких температурах воздуха, а также открывает большой круг системы охлаждения, спасая двигатель от перегрева при высоких.

Если в автомобиле имеется указатель температуры охлаждающей жидкости, при неисправности термостата он будет находиться в красной зоне, хотя радиатор будет оставаться холодным, При неисправности термостата зимой также ухудшается обогрев салона.

При подозрении на неисправность термостата его снимают с двигателя и проверяют следующим образом.

Сливают охлаждающую жидкость, отвинчивают крышку и вынимают термостат. Вначале с него удаляют накипь, грязь, очищают маленькое отверстие в клапане.

Затем термостат опускают в емкость с теплой водой, стоящую на электроплитке, и нагревают. Проверяют термостат по двум критериям: моменту открытия клапана и размерам (в некоторых автомобилях). Клапан «Жигулей», «Москвича», «Волги» должен полностью открываться при температуре (наблюдайте по термометру) 81—85°С. Клапан «Фольксвагена» и «Форда» при такой температуре только начинает открываться. Клапан термостата «Опеля» начинает открываться при 92 "С, Клапан термостата на большинстве дизельных двигателей открывается при-68-73 °С

Если клапан открывается не вовремя, следовательно, термостат неисправен.

В некоторых автомобилях термостат молено проверить по изменению его размера при нагревании. После нагревания термостата до 100 °С em размер должен быть по меньшей мере на 7 мм превышать размер до нагревания.

После остывания термостата проверяем, полностью ли закрывается em регулировочный клапан. При обнаружении какой-либо неисправности термостат заменяем.

Радиатор теплый только в верхней части. Нижний шланг радиатора не прогревается

Значит, радиатор засорен накипью, маслом, ржавчиной. Вследствие этого теплоотдача радиатора снижается, двигатель перегревается. Западные пособия по ремонту автомобилей в этом случае безжалостны: заменить. Мы же с присущей нам экономностью посоветуем промыть его сильной струей воды, подавая её в направлении, обратном обычной циркуляции охлаждающей жидкости до тех пор, пока выходящая вода не станет чистой. (Нельзя промывать радиатор вместе с двигателем, радиатор нужно снять).

Если и это не помогает, обратитесь на СТО, где применят свои методы. Если же и они не спасут, тогда черт с ним, замените.

Снятие и установка радиатора.

Слить охлаждающую жидкость. Снять со шлангов хомуты. Снять соединительный шланг отдельною расширительного бака, если он есть. Снять шланг с патрубка головки блока цилиндров. При автоматической коробке передач снять масляные шланги с радиатора. Отключить провода от термовыключателя и вентилятора. Отвинтить кронштейн радиатора и вынуть радиатор месте с кожухом вентилятора (в других моделях радиатор вынимают из отсека двигателя, предварительно отсоединив от кожуха).

При установке радиатора не забудьте о подкладках для обоих штифтов радиатора. При замене радиатора переставьте кожух вентилятора и термовыключатель на новый радиатор. Проверьте состояние кронштейнов радиатора и замените поврежденные. Укрепите радиатор на кронштейнах. Далее действуйте в последовательности, обратной снятию.

При снятии и установке радиатора рекомендуется работать в перчатках. Края пластин радиатора бывают очень острыми, можно пораниться. Нежелательно хранить радиатор в демонтированном состоянии без охлаждающей жидкости внутри более 2 суток.

Может образоваться коррозия. Желательно закрыть отверстия пробками или заполнить его слитой охлаждающей жидкостью.

Радиатор покрыт накипью, маслом, ржавчиной снаружи. Следует продуть его сжатым воздухом, промыть водой. Воздушные каналы осторожно прочистить деревянными шпильками.

Водяной насос и замена его уплотняющей прокладки.

Насос охлаждающего средства ремонту не подлежит. Единственной неисправностью, которую можно устранить, является выход из строя уплотняющей прокладки. Для этого нужно отсоединить кабель «массы» аккумулятора, клиновидный ремень, отпустить хомуты шлангов. Затем нужно снять или сдвинуть все, что мешает снятию водяного насоса Вывинтить крепежные винты насоса и снять его.

Зажигание установлено неправильно.

Практически все важнейшие показатели, характеризующие нормальную работу двигателя и автомобиля в целом, определяются правильностью установки момента зажигания. Двигатель может перегреваться из-за чрезмерно раннего или позднего зажигания рабочей смеси в цилиндрах.

Если зажигание чрезмерно раннее, горючая смесь воспламеняется преждевременно и резко нарастает давление газов до прихода поршня в верхнюю мертвую точку, что значительно препятствует движению поршня. В результате уменьшаются мощность и экономичность двигателя, а работа под нагрузкой сопровождается стуком и повышенным нагревом, из глушителя выбрасываются искры и черный дым.

При слишком позднем зажигании горение смеси происходит при увеличивающемся объеме и пониженном давлении газов в цилиндре, поэтому мощность и экономичность двигателя понижаются. В этом случае смесь в цилиндре догорает в течение всего такта расширения, что вызывает сильный перегрев двигателя. v

При позднем зажигании в тушителе появляются хлопки.

Состав рабочей смеси нарушен.

Состав рабочей смеси оказывает большое влияние на степень нагрева двигателя. Например, поступление в цилиндры бедной смеси может вызвать перегрев двигателя. В этом случае слышатся хлопки в карбюраторе, чувствуется пониженная приемистость автомобиля. Причины образования бедной смеси и способы их устранения приведены в подразделе «Двигатель не развивает полной мощности».

Характерными признаками перегрева двигателя из-за поступления в цилиндры обогащенной смеси являются выстрелы и черный дым в глушителе. Богатая смесь, как и бедная, горит медленно и не успевает сгореть полностью из-за недостатка воздуха. При выходе в глушитель смесь, соединяясь с кислородом, сгорает. Происходит взрыв.

Причинами образования богатой смеси могут быть:

- повышение уровня топлива в поплавковой камере в результате износа клапана подачи или заедания его;

- возможное попадание топлива в поплавок из-за ею повреждения;

- износ топливных жиклеров или засорение воздушного жиклера в карбюраторе;

- неполное открытие воздушной заслонки или негерметичность клапана экономайзера;

- неверная установка винта качества смеси (богатая смесь на малых частотах вращения коленчатого вала при холостом ходе).

Чтобы устранить эти неисправности, следует сначала открыть воздушную заслонку и продуть цилиндры. Затем проверить уровень топлива в поплавковой камере и, если необходимо, отрегулировать его способами, описанными ранее. Поврежденный поплавок заменить или запаять, устранить заедание клапана додачи и притереть запорную иглу к седлу клапана, загрязненные жиклеры прочистить сжатым воздухом. Неисправный клапан экономайзера заменить или притереть.

Забыли выключить ручной тормоз.

Бывает, что неопытный водитель затянул рычаг стояночного тормоза и не отпустил его во время движения. Также могут не быть отрегулированы должным образом рабочие-тормоза Поэтому, трогаясь в путь, следует проверить, полностью ли рычаг стояночного тормоза находится в крайнем переднем положении, предварительно проверив исправность и работу тормозной системы.

Движение на низких передачах.

Двигатель также может перегреваться из-за длительной езды на низких передачах. В таком случае необходимо остановить автомобиль и дать двигателю остыть. Если остановка невозможна, можно временно охладить двигатель следующим простым способом: перевести рычаг управления краном отопителя в положение "ВКЛЮЧЕНО'' и включить вентилятор отопителя на большую частоту вращения. Это позволит продолжать движение автомобиля без остановки.

Смазка двигателя недостаточна.

Из-за недостаточной подачи масла к смазываемым деталям или плохого его качества двигатель также может перегреваться. Трение между деталями, усиливается, повышается температура деталей и масла. Поэтому нужно следить за уровнем масла в картере двигателя, за давлением в системе смазки, не допускать подтекания масла через соединения шлангов и трубопроводов, прокладки и сальники.


Совет дня
Если предполагается вновь установить зубчатый ремень, то перед снятием следует пометить направление его движения.