ОЧИСТИТЕЛИ И СМЫВАТЕЛИ
на главную
Очиститель ветрового стекла
Снятие и установка очистителя ветрового стекла

* Ремонт очистителя заключается в основном в правке деформированных тяг и
рычагов или замене их новыми. Неисправный моторедуктор рекомендуется заменять
новым. Из ремонтных работ по моторедуктору допускаются только замена шестерни
редуктора, зачистка коллектора и регулировка концевого выключателя.

* Для снятия очистителя снимите щетки с рычагами, откройте капот и отсоедините
провода от аккумуляторной батареи, моторедуктора очистителя от вентилятора
отопителя. Снимите крышку монтажного блока и выньте из него реле. Снимите
вентилятор отопителя. Открутив гайки осей рычагов, снимите шайбы с
уравнительными прокладками. Открутите болт крепления кронштейна привода и
снимите очиститель. Если необходимо, на верстаке снимите моторедуктор с
кронштейна и отсоедините тяги.

* Устанавливайте очиститель в обратной последовательности.

Ремонт моторедуктора очистителя

* Для разборки моторедуктора открутите винты крепления крышки редуктора и
снимите ее вместе с панелью концевого выключателя. Затем открутите винты
крепления корпуса редуктора к корпусу электродвигателя и разъедините их. Выньте
якорь электродвигателя. Чтобы снять шестерню редуктора, открутите гайку крепления
кривошипа, снимите стопорное кольцо с оси и выньте из корпуса ось с шестерней и
шайбами.

* После разборки продуйте внутренние полости электродвигателя сжатым воздухом
для удаления отложений угольной пыли и проверьте техническое состояние деталей
моторедуктора. Щетки должны свободно, без заеданий перемещаться в
щеткодержателях, а пружины должны надежно прижимать щетки к коллектору.

Последний зачистите шлифовальной шкуркой зернистостью 10—М40, а затем
протрите чистой тряпкой, слегка смазанной техническим вазелином.

* Если коллектор сильно обгорел или изношен, то моторедуктор лучше заменить
новым. Проверьте, нет ли следов заедания на шейках вала якоря. При необходимости
зачистите их такой же шлифовальной шкуркой.

* Сборка моторедуктора выполняется в порядке, обратном разборке. При сборке
отведите щетки от коллектора, чтобы не поломать их и не повредить их кромок, а
якорь в корпус вставляйте с особой осторожностью, избегая ударов о полюса, чтобы
не разбить их. После сборки рекомендуется для центровки подшипников постучать
деревянным молотком по корпусу электродвигателя, а затем проверить его на стенде.
При установке кривошипа необходимо располагать его так, чтобы в конечном
положении он был параллелен короткой тяге очистителя и направлен в сторону
электродвигателя.

Проверка реле очистителя ветрового стекла

* Реле должно обеспечивать включение электродвигателя очистителя с частотой 14±4
цикла в минуту в диапазоне работы от холостого хода (нагрузка только тягами) до
нагрузки максимальным эффективным моментом 0,4 кгс • м, при частоте вращения
вала моторедуктора не менее 20 об/мин, при температуре окружающей среды 20±5 оС
и напряжении питания 14±0,2 В.

* Реле должно обеспечивать переключение режима работы очистителя на малую
скорость при включении омывателя ветрового стекла (если очиститель работал на
прерывистом режиме или был выключен).

* После выключения омыва ветрового стекла очиститель должен сделать 2—4 полных
цикла очистки на малой скорости при температуре окружающей среды 20±5 оС и
напряжении питания 14±0,2 В.

Очистители фар и заднего стекла

* На части автомобилей ВАЗ-2109 могут быть установлены очистители фар и заднего
стекла вместе с электромагнитными клапанами омывателя фар и заднего стекла.

Очиститель фар

* Состоит из двух (левого и правого исполнения) моторедукторов с рычагами и
щетками. В моторедукторах установлены термобиметаллические предохранители для
защиты от перегрузок. Моторедукторы очистителей фар выпускаются в неразборном
исполнении. Поэтому они ремонту не подлежат и в случае выхода из строя должны
заменяться новыми.

* У очистителя фар число двойных ходов вала мото-редуктора при нагрузке моментом
0,05 кгс • м, напряжении питания 12 В и температуре окружающей среды 25± 10 оС
должно быть 45—60 в минуту, а потребляемый ток не более 1,5 А.

Очиститель заднего стекла

* Состоит из моторедуктора, рычага и щетки. В моторедукторе установлен
термобиметаллический предохранитель для защиты от перегрузок. Конструкция
моторедуктора допускает его разборку для устранения мелких неисправностей
(зачистка коллектора и т. д.). У очистителя заднего стекла при нагрузке моторедуктора
моментом 0,05 кгс • м, напряжении питания 14 В и окружающей температуре 25±10 оС
число двойных ходов вала моторедуктора должно быть 50±5 в минуту, а
потребляемый ток не более 2 А.

Омыватель стекол

* Омыватель состоит из бачка с жидкостью, насоса с электродвигателем,
объединенных в один узел, электромагнитных клапанов и трубопроводов с
жиклерами. Магистраль подачи жидкости для омыва ветрового стекла перекрыта
электромагнитными клапанами подачи жидкости к фарам и к заднему стеклу. При
включении омывания какого-либо из стекол подается напряжение на
соответствующий клапан и он открывает подачу жидкости в необходимом
направлении.

* В схеме включения омывания заднего стекла имеется реле времени. Оно
обеспечивает задержку отключения омывателя заднего стекла в течение 5 с.

* Электромагнитный клапан должен срабатывать при контрольном напряжении не
более 8,5 В. При перебоях в работе клапана проверьте, нет ли заеданий якоря клапана,
а также проверьте сопротивление обмотки, которое должно быть 95±6 Ом при 25 оС.

* Если оно отличается от номинального, замените клапан новым.
Совет дня
Проверку герметичности соединений системы топливоподачи, проверку работы регулятора давления и электробензонасоса осуществляют при помощи контроля давления подачи топлива.