104. В одних современных двигателях согласование работы двигателя с маркой топлива происходит автоматически, в других нужно изменять характеристики зажигания в соответствии с изменением марки топлива.
В современных иномарках зажигание зачастую регулируют путем перекодировки штекера в двигательном отсеке на другую характеристику. Перекодировка дает возможность оптимальной работы двигателя на новом виде топлива. Переключение на новую характеристику позволяет перейти с этилированного супербензина или бензина суперплюс (98) на неэтилированный бензин (95), или бензина-95 на обычный неэтилированный бензин (93).
105. Для изменения кодировки марки топлива откройте замок штекера кодировки октанового числа и выньте штекер.
Поверните его на 180°, вставьте в гнездо и зафиксируйте. Штекер вставьте таким образом, чтобы нужное вам октановое число было видно, то есть, чтобы оно находилось на той стороне, на которой находится фиксатор штекера. Нежелательно (а для западноевропейского читателя мы бы написали «нельзя») заправлять автомобиль топливом, октановое число которого ниже числа, установленного на кодировочном штекере.
• Способы переоборудования двигателя под другой тип топлива
106. Наши автолюбители давно разработали способы переоборудования двигателя под постоянное использование бензинов с более низким октановым числом.
Наилучший из них — механическая обработка камеры сгорания, при которой сохраняется штатная прокладка и не нарушаются фазы газораспределения. Применяются также установка утолщенной прокладки под головку блока, уменьшение толщины днища поршня, применение футорок.
107. Механическая обработка заключается в механическом удалении вытеснителей, расположенных в виде выступов на внутренних поверхностях камеры сгорания.
Вместе с вытеснителями спиливают кромки поверхностей около каждого свечного отверстия: тем самым достигается необходимое увеличение объема камеры сгорания.
108. Уменьшение толщины днища поршня существенно увеличивает объем камеры сгорания.
Данный способ, однако, требует применения специального токарного оборудования и связан с разборкой кривошипно-шатунного механизма. Очень трудоемко.
109. Использовать футорки длительное время не рекомендуется.
Футорка — сравнительно небольшая переходная цилиндрическая деталь, вворачиваемая в свечное отверстие. В дне футорки есть отверстия. В ее верхнюю часть на резьбе устанавливают свечу, а ее наружная поверхность ребристая для лучшего охлаждения.
Чтобы футорки были работоспособны, они должны быть изготовлены из достаточно теплопроводного материала высокого качества. Кроме того, они требуют специальной регулировки карбюратора и системы зажигания, поскольку смесеобразование и воспламенение в них замедляется.
110. Установка утолщенной прокладки под головку блока увеличивает межосевое расстояние между звездочками цепи привода распредвала.
Чтобы при этом обеспечить нормальную работу натяжителя, надо установить под его корпус прокладку из паронита толщиной 2—3 мм или поставить металлическую прокладку в сборе со штатной.
Установка утолщенной прокладки снижает степень сжатия, замедляет скорость сгорания рабочей смеси, приводит к смещению фаз газораспределения, повышает расход топлива на 5—7% и на столько же снижает мощность.