Различных бесконтактных систем зажигания много. Хотя принципы действия их примерно одинаковы, отдельные их элементы коренным образом отличаются. Назовем из них: транзисторное зажигание с индуктивным датчиком; электронное зажигание с датчиком Холла; электронное зажигание, управляемое процессорами; электронное зажигание, управляемое компьютером с комплексом данных.
Принцип действия бесконтактной системы зажигания заключается в следующем.
При включенном зажигании и вращающемся коленвале двигателя датчик-распределитель выдает импульсы напряжения на коммутатор, который преобразует их в прерывистые импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания. В момент прерывания тока в первичной обмотке индуктируется ток высокого напряжения во вторичной обмотке. Ток высокого напряжения идет от катушки зажигания по проводу через угольный контакт на пластину ротора, и затем через клемму крышки распределителя по проводу высокого напряжения, в наконечнике которого установлен помехоподавительный экран, попадает на соответствующую свечу зажигания и воспламеняет рабочую смесь в цилиндре.
82. Все элементы зажигания в современных автомобилях отрегулированы, и практически исключена возможность смещения момента зажигания. Не влезайте без нужды в современную систему зажигания самостоятельно, лишь испортите.
Система зажигания с управляемыми характеристиками дает возможность точной и гибкой настройки момента зажигания в зависимости от условий движения, вида топлива, состояния двигателя. Она учитывает число оборотов двигателя, температуру поступающего в двигатель воздуха и нагрузку двигателя, а также моментальную нагрузку двигателя. На основе заложенных в прибор данных определяется оптимальный для данного сочетания параметров момент зажигания. Выход из строя тех или иных датчиков (температуры двигателя, нагрузки автомобиля и т. д.) отрицательно сказывается на состоянии двигателя, снижает мощность, однако, серьезных повреждений можно не бояться, потому что система управления автоматически переходит на аварийный режим работы.
Проверку всех бесконтактных систем зажигания лучше производить на СТО. Но если в транзисторных системах иномарок, сконструированных в семидесятых годах, как и в бесконтактных системах зажигания отечественных автомобилей вы еще сможете устранить те или иные неисправности, ремонтировать новейшие компьютерные зажигания мы решительно не рекомендуем.
83. Техобслуживание современных систем зажигания заключается в снятии и установке свечей зажигания, их проверке и слежении за функционированием системы по панели приборов.
Советы по техобслуживанию и ремонту систем зажигания, приводимые ниже, относятся к различным моделям автомобилей и типам зажигания. Прежде чем следовать тому или иному совету, убедитесь, что он относится также и к вашему автомобилю.
• Техника безопасности при работе с электронной системой зажигания
84. При пользовании автомобилями, оснащенными электронной системой зажигания, их техобслуживании и ремонте нужно строго соблюдать правила техники безопасности.
Отсоединять провода системы зажигания, равно как и провода измерительных приборов, можно только при выключенном зажигании.
Нельзя касаться кабеля «массы» или отсоединять его при работающем двигателе.
Нельзя при работающем двигателе отсоединять провода от клемм аккумулятора.
Нельзя подсоединять к отрицательной клемме конденсатор гашения помех или какую-либо контрольную лампу.
Нельзя устанавливать в бесконтактную систему зажигания катушку зажигания другой модели, а тем более предназначенную для контактной системы зажигания.
Нельзя проверять работоспособность элементов системы на искру.
Двигатель следует мыть только при выключенном зажигании.
Нельзя прокладывать в одном жгуте провода низкого и высокого напряжения.
Нельзя запускать двигатель сразу после нагрева его до температуры выше +80 °С (например, после покраски, обработки струей пара). При проверке компрессии, прежде чем запустить двигатель стартером, необходимо отключить зажигание, сняв кабель высокого напряжения с распределителя зажигания, и вспомогательным проводом соединить его с массой. Вспомогательный провод должен иметь такое же сечение, как и кабель зажигания.
Люди, пользующиеся сердечным стимулятором, не должны производить работ с электронным устройством зажигания.