70. При пониженном давлении масла в системе смазки на холостом ходу при прогретом двигателе необходимо в первую очередь проверить уровень масла в поддоне картера.
Проверяют при помощи щупа не ранее, чем через 7 минут после остановки двигателя. Для проверки выньте щуп, протрите его тряпкой и снова вставьте в гнездо до отказа. Выньте щуп: след масла на нем показывает уровень масла в поддоне. Нормальный уровень масла — между верхней и нижней метками на щупе (между отметками MAX и MIN).
71. Найти течь масла, вызванную прокладка ми, можно внешним осмотром.
Осмотрите крышки привода распредвала, крышки клапанного механизма, блока цилиндров, фильтра очистки масла, а также пробку заливного отверстия, штуцер датчика указателя давления, крышку маслоотделителя и уплотнитель маслоизмерительного щупа. Если вы обнаружили даже небольшие подтеки масла, значит, была нарушена герметичность системы смазки из-за поврежденных прокладок, сальников, ослабления креплений. Подтягивая болты, винты и гайки крепления поддона картера и крышек, не переусердствуйте, не сорвите резьбу.
Для облегчения поиска течей, посыпьте места стыков и уплотнений на двигателе снаружи известью или тальком и проедьте 30 км на высокой скорости. Устранив возможную неисправность, долейте масло в двигатель.
72. Не отождествляйте потери масла в результате утечек с потреблением его в процессе внутреннего сгорания.
Небольшое количество масла постоянно сгорает в цилиндре, выносится при высоких температурах и высоких давлениях. Максимальное по-требленче масла должно составлять не более 2,5 % от объема расходованного топлива в старых и не более 1,25% в новых автомобилях.
Каждый раз, когда уровень масла становится минимально допустимым, смазку доливают. Нельзя доливать слишком много масла сразу. Излишек слейте, так как могут закоксоваться поршневые кольца, а при попадании несгоревшего масла в выпускную систему может разрушиться катализатор.
73. Если протекает прокладка поддона картера двигателя, следует снять картер и заменить прокладку.
Случается это очень редко, и тем не менее, описать такую операцию необходимо. В «Москвиче», «Таврии», большинстве дизельных двигателей это делается просто: из двигателя сливают масло, отвертывают все винты крепления нижней части поддона картера, и снимают ее, затем отвертывают все винты крепления верхней части поддона картера и также снимают ее.
74. При снятии и установке поддона картера бензиновых двигателей иномарок и автомобилей ВАЗ желательно поставить автомобиль на козлы.
Последовательность операций по снятию масляного поддона картера различна для различных автомобилей. Так, в автомобилях ВАЗ следует немного приподнять двигатель, иначе поддон не снимешь. А вот как он снимается и устанавливается на автомобиле «Опель Вектра».
Первой снимают переднюю выхлопную трубу. Затем следует слить масло из двигателя и сразу же ввернуть в отверстие винт. Отсоединить кабель динамического контроля масла в ванне, если он есть.
Отвернуть винты крепления крышки на коробке передач, а потом все винты крепления поддона картера и снять его, а также крепления заборного патрубка и щиток. Снять картер, удалить остатки уплотнительной прокладки на стыковочной плоскости поддона, затянуть болты крепления всасывающей масляной трубы, покрыть стыки герметиком.
После этого ставят новую прокладку и покрывают герметиком уплотняющие поверхности на закруглениях, устанавливают поддон картера и закрепляют его болтами (не затягивать их слишком сильно, чтобы не выдавить прокладку). Далее установка выполняется в последовательности, обратной снятию. Наконец, заливают масло. После пробной поездки следует проверить, нет ли утечек в соединениях, и при необходимости слегка подтянуть крепления.
75. В случае неполадок в функционировании системы смазки прежде всего проверяют уровень масла, затем его вязкость, правильность функционирования приборов контроля, исправность масляного насоса.
Единственный способ проверки показаний приборов контроля давления масла — подключить систему к другим, заведомо исправным приборам и сличить показания.
76. Вязкость масла снижается, если масло долго не сменяется, а также в случае не исправностей в системе вентиляции картера.
Необходимо своевременно производить очистку и промывку деталей системы вентиляции картера. Опытный водитель определит, нормальная ли вязкость масла, на ощупь, растирая его между пальцами. Наличие твердых крупинок и ощущение тепла свидетельствуют о том, что масло некачественно. Охлаждающую жидкость (воду) в масле можно обнаружить, если слить стакан масла из поддона картера и дать ему отстояться в течение часа.
Охлаждающая жидкость в масле является признаком того, что необходимо заменить прокладку головки блока цилиндров. Кроме того, разжижение масла может происходить за счет части бензина, которая не сгорает при отказе одного из цилиндров двигателя или при работе двигателя на переобогащенной смеси. Такое масло нужно заменить, а причину неисправности устранить самостоятельно или на СТО.
77. Если уровень и качество масла проверены, приборы контроля исправны, причину нужно искать в масляном насосе или загрязненном сетчатом фильтре маслоприемника.
Снимите масляный насос (как это делается, описано в руководстве по эксплуатации), разберите его, промойте и очистите маслоприемник. Выверните пробку и выньте пружину и плунжер редукционного клапана.
Проверьте, нет ли трещин на пружине, не потеряла ли она упругость, проверьте свободу перемещения плунжера. Установите промытые или новые пружину, плунжер и медную прокладку под пробку. Разберите насос, промойте все детали бензином, продуйте их струей сжатого воздуха, осмотрите корпус и крышку насоса.
Если в них обнаружатся трещины, замените. Проверьте, не засорены ли приемный и нагнетательный каналы, и продуйте их. Определить износ шестерен смогут только специалисты, на стенде.
Перед установкой масляного насоса следует очистить стыковочные плоскости, а новую прокладку перед установкой на корпус насоса густо смазать для лучшего сопряжения.
78. Масло в системе смазки должно соответствовать климату и температуре.
Нельзя в тридцатиградусные морозы ездить на масле, пригодном исключительно для лета. Многие в дни первых морозов, увидев, что загорелась лампа аварийного давления масла, услышав лязг, доносящийся из двигателя, прибавляют обороты, надеясь прогреть мотор. В результате они повреждают его: двигатель не прогреешь, если масло утратило текучесть на морозе. Чтобы не менять масло слишком часто, предпочтительнее применять всесезонные сорта.
79. Вязкость масла (то есть, годится ли оно для того или иного климата и времени года) обозначается цифрами после букв SAE на этикетке.
Большая или маленькая буква W ставится в обозначениях зимних марок (SAE 5 W, SAE 10 W). У летних никакой буквы не ставится (SAE 30). В маркировке вязкости всесезонных сортов сначала следует зимний показатель, затем — летний. Например, SAE 10 W-50, SAE 15 W 50, SAE 10 W/30.
Следующий график поможет определить, какой тип масла нужен для двигателя в условиях климата вашего региона.
80. После установки нового масляного фильтра двигатель минуту-другую должен поработать на минимальных оборотах холостого хода.
Дело в том, что при замене фильтра система смазки некоторое время, пока не заполнится маслом корпус фильтра, остается сухой, а сухое трение вредно сказывается на деталях.
81. Стоит вам поэкспериментировать, заправившись бензином с примесью солярки, как, возможно, придется менять масло.
Дизельное топливо, не сгорая в бензиновом двигателе, будет просачиваться в картер. Семь раз подумайте, прежде чем заправляться сомнительным дешевым «левым» бензином.