• Удаление воздуха из сервосистемы
526. После каждого вскрытия гидроусилителя из него следует удалять воздух.
Воздух может попасть в систему также при значительной утечке масла из бачка, если насос вместо масла начал всасывать воздух. Наличие воздуха в сервосистеме способно вывести ее из строя.
При выключенном двигателе откройте крышку бачка, долейте масло до отметки MAX. Запустите двигатель на пару секунд, несколько раз поверните руль влево и вправо примерно на 45°, затем столько же раз в обе стороны до упора. Второй человек в это время должен следить за тем, чтобы уровень жидкости в бачке не опускался ниже отметки MIN. Выключите двигатель, откорректируйте уровень масла и повторяйте процесс до тех пор, пока в бачке не перестанут образовываться воздушные пузырьки.
• Снятие насоса сервосистемы
527. При снятии насоса сервосистемы закройте генератор и другие детали так, чтобы на них не попало вытекающее масло.
Под насос для сбора масла подставьте любую емкость. Чтобы снять насос, ослабьте винты крепления шкива клинового ремня. При этом крепко держите ремень, чтобы шкив не вращался. Снимите клиновой ремень. Ослабьте хомуты, отсоедините напорный и возвратный шланги и отверните болты крепления насоса.
• Увеличенный люфт рулевого колеса
528. При увеличенном люфте первым делом проверьте, не ослабло ли крепление деталей рулевого управления.
Надежность крепления рулевого колеса на валу обычно проверяется покачиванием вверх-вниз в направлении, перпендикулярном к плоскости вращения. Если рулевое колесо качается, подтяните гайку его крепления на валу.
Убедитесь в правильной регулировке зазоров в подшипниках ступиц передних колес (см. «Проверка зазора подшипников колес») и нормальном давлении воздуха в шинах.
Вращая и покачивая рулевое колесо, убедитесь, что нет стуков в шарнирах, рулевом механизме и соединениях. Проверьте и при необходимости подтяните крепления сошки картера рулевого механизма, кронштейнов маятникового рычага и вала рулевой колонки.
Убедитесь, что шаровые опоры и шарниры рычагов передней подвески исправны. Убедитесь также, что в шаровых шарнирах рулевых тяг нет зазоров.
529. Для регулировки свободного хода рулевого колеса надо произвести следующие операции.
Регулировка зазора в подшипниках червяка. Данный зазор определяется осевым перемещением вала рулевого управления при проворачивании рулевого колеса на небольшой угол влево и вправо, а регулируется уменьшением количества прокладок между картером и крышкой упорного подшипника до такого положения, при котором вал будет вращаться легко, не перемещаясь в осевом направлении (в частности, в «Жигулях» и «Волге»), или подтягиванием регулировочной гайки до такого положения, в котором червяк вращался бы легко (в частности, в «Москвиче» и «Запорожце»).
Регулировка бокового зазора между роликом и червяком. Для этого совместите метку на корпусе с меткой на валу при положении колес для движения автомобиля по прямой. Зазор определяется покачиванием сошки за ее головку при отсоединенных от нее тягах и регулируется завертыванием винта при ослабленной гайке (из отечественных автомобилей в «Жигулях», «Волге», «Запорожце») или регулировочной муфты при ослабленной контргайке (в «Москвиче» из отечественных). После регулировки затяните гайку. Проверьте: в «Жигулях» при повороте рулевого колеса на 30° вправо и влево от нейтрального положения бокового зазора в зацеплении не должно быть. В автомобиле «Москвич» этот угол равен 60 °, в «Запорожце» — 45 °.
Если регулировка зазоров в подшипниках ступиц не составит вам особого труда, то остальные операции требуют определенного опыта, и начинающим водителям лучше обратиться на СТО.
• Туго вращается рулевое колесо
530. Во-первых, проверьте давление воздуха в шинах передних колес.
Другая возможная, но редко встречающаяся причина — деформация деталей рулевого привода.
Проверьте, не согнуты ли рулевые тяги и поворотные рычаги и замените деформированные детали.
531. При тугом вращении руля также проверьте уровень масла в картере рулевого механизма.
Если нужно, долейте масло до нормы. Обнаруженный при проверке неисправный сальник также подлежит замене. Случается также, что на морозе трансмиссионное масло низкого качества загустевает, затрудняя вращение руля.
532. Затем проверьте шаровые шарниры рулевых тяг, перемещая наконечники тяг вдоль оси пальцев.
Для этого, используя рычаг и опору, перемещайте наконечник параллельно оси пальцев.
Если вкладыш пальца не заклинило в гнезде наконечника тяги, то осевое перемещение наконечника относительно пальца составляет 1—1,5 мм, и вместе с пальцем, сжимая пружину, перемещается вкладыш. Если вкладыш заклинило, замените шарнир с вкладышем.
Рулевое колесо туго вращается после ремонта маятникового рычага. Вероятно, при замене втулок или оси маятникового рычага перетянута регулировочная гайка.
Проверить, правильно ли затянута регулировочная гайка, можно вот как.
Если при затянутой регулировочной гайке маятниковый рычаг вращается в горизонтальном положении под действием собственной массы, значит, гайка затянута неправильно: рычаг должен поворачиваться только под действием силы, приложенной на его конце.
Если оказывается, что гайка перетянута, отверните ее, приподнимите шайбу и опять затяните гайку, после чего соедините шаровые пальцы тяг с рычагом.
533. В рулевом механизме неполадок нет, но рулевое колесо все равно вращается туго.
Значит, проблема в установке углов передних колес. Установку передних колес следует проверять после ремонта или замены деталей передней подвески, после поездки по сильно ухабистой дороге, после того, как за рулем вашего автомобиля проехал небрежный водитель. Напомним, что точную регулировку углов передних колес могут произвести лишь на СТО, а тот, кто надеется на точность рук и зоркость глаз, может заранее готовить запасные колеса.
• Стуки в рулевом управлении
534. Стуки передней подвески во время движения; колебания передних колес; затруднено управление автомобилем.
Возможно, что в этом виноват не износ подшипников ступиц передних колес, а увеличение зазоров в соединении деталей рулевого управления по причине износа деталей, ослабления затяжки гаек крепления наконечников или шаровых пальцев. Чтобы устранить зазоры, подтяните гайки шаровых пальцев рулевых тяг, регулировочную гайку оси маятникового рычага, гайки шаровых пальцев поворотных рычагов, болты крепления рулевого механизма, кронштейна маятникового рычага, отрегулируйте зацепление ролика с червяком или подшипников червяка (см. в предыдущих советах).
• Неустойчивость автомобиля в движении
535. При резком ухудшении устойчивости автомобиля остановитесь на обочине и проверьте крепления.
Наиболее важны крепления картера рулевого управления, кронштейна маятникового рычага, кронштейна вала рулевой колонки к кузову, затяжка гаек крепления шаровых пальцев.
536. Руль «тянет» в сторону.
Скорее всего, упало давление в одном из передних колес, и автомобиль постоянно отклоняется в его сторону. При падении давления в одной из задних шин автомобиль водит по дороге то в одну, то в другую сторону даже при движении на небольшой скорости.
Остановитесь и проверьте давление в шинах.
537. Автомобиль постоянно отклоняется в сторону.
Возможно, из-за лихого вождения по неровным дорогам деформировались поворотная цапфа или рычаги. При этом автомобиль постоянно заносит. Для проверки технического состояния цапфы и рычагов обратитесь на СТО. Если эти детали деформированы, выправить их невозможно, необходима замена.
• Снятие/установка рулевого колеса
538. Для снятия рулевого колеса поставьте колеса прямо, приведите руль в нейтральное положение.
Как всегда, предварительно снимите кабель «—» с аккумулятора. Снимите накладку с клавишей звукового сигнала, подковырнув ее отверткой. Отверните крепежную гайку, пометьте положение рулевого колеса относительно вала рулевого управления и стяните колесо подходящим съемником.
Рулевое колесо снимайте и одевайте, не прибегая к ударам: по валу управления нельзя ударять ни в коем случае.